Мы считаем 2

Наш второй социологический опрос посвящён политическим, сексуальным и карьерным предпочтениям российских школьников до 18 лет. Мы выяснили, что респонденты хотят дать больше прав гомосексуалам, называют себя патриотами, но хотят иметь возможность жить в стране, которую выберут сами. Они не интересуются российской политикой, но взволнованы состоянием экологии, и видят проблемы в сфере борьбы с коррупцией и преступностью. А еще они не очень понимают, кем хотят стать, когда вырастут, но точно не хотят быть чиновниками.

Аудитория 10-18 лет продемонстрировала довольно высокий уровень заявленного патриотизма (62%). При этом исследование показало, что молодежь и подростки не настолько политизированы, как это кажется, когда мы видим то, что раздувается в соцсетях. Большинство из них (67%) не интересуются внутренней российской политикой. Фокус смещен в сторону защиты природы, которую респонденты считают одним из самых важных достояний нашей страны, поводом для гордости. Возможно, именно поэтому решение проблем экологии, по мнению опрошенных, должно быть первоочередным в списке необходимых изменений в стране наряду с улучшением образования (46% и 48% соответственно).

Практически все респонденты (99%) отметили, что и сами проявляют заботу об окружающей среде. Однако в большинстве случаев это меры, которые позволяют одновременно экономить и природные ресурсы (воду, газ, электричество) и семейный бюджет, либо формальны (бросать мусор в урны, выходить на субботники). Тем не менее, достаточно велика также доля тех, кто осознанно сдает макулатуру, пластик, сырье и металл на повторную переработку, сортирует мусор, сдает батарейки, отказывается от пластиковой упаковки и тары. Это дает нам право сделать вывод, что происходит все больший сдвиг общественного сознания в сторону осознанного экологичного потребления.

Несмотря на заявленную удовлетворенность обучением в школе, половина респондентов (51%) хотят изменений в системе образования. По их мнению, основные изменения должны касаться экзаменационной системы, программы обучения и формата подачи знаний.

При этом респонденты не поддерживают идею включить в образовательные стандарты темы сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Возможно, это связано с тем, что молодежь считает себя достаточно продвинутой с этой точки зрения. Почти две трети опрошенных старше 16 лет(63%) знакомы с термином ЛГБТ. Исследование зафиксировало также довольно высокий уровень толерантности молодежи к этому сообществу – 81% опрошенных 16-18 лет относятся к ним спокойно или доброжелательно. Треть участников опроса (33%) отметили, что в их окружении есть ЛГБТ-представители. Респонденты готовы также предоставить ЛГБТ право заключать брак (44%), усыновлять детей (31%) и не скрывать свою сексуальную идентичность (31%).

При этом семейные ценности уходят на второй план. Исследование показало, что карьера и профессиональные успехи являются приоритетом для более чем половины участников исследования в возрасте от 10 до 18 лет (55%). Получение высокого дохода хотели бы достигнуть 32% опрошенных. И только 29% сказали, что ориентированы на создание семьи.

Такая позиция влияет на отношение к институту брака. Три четверти респондентов (75%) считают, что отношения до брака допустимы. При этом только четверть респондентов считает, что его официальное оформление нужно для продолжения рода. Многие приписывают этому институту выполнение социальных и психологических функций. Половина опрошенных старшеклассников (51%) считают, что допустимо начинать сексуальную жизнь до 18 лет, две трети (66%) отметили, что в их окружении есть ровесники, которые уже ведут половую жизнь, а 3% опрошенных этого возраста признались, что живут постоянно с другом или подругой как семья.

 

Презентация исследования

Таблицы с данными можно найти по ссылке

Благодарим Марию Козлову за помощь в подготовке и постановке задач исследования, а также Михаила Яковлевича Шнейдера и Александра Колмановского за участие и экспертное мнение.

Опрос проводился комбинированным методом (телефонное и личное интервью). Всего было опрошено 1057 респондентов в возрасте от 10 до 18 лет из 52 регионов РФ. Итоговая выборка приведена в соответствие с половозрастной структурой аудитории этого возраста с помощью статистических процедур.

Отправить запрос
ОТПРАВИТЬ
Отправлено
color-line