Агентство «Михайлов и Партнёры. Аналитика» представляет социологический проект «Мы считаем» — измеряем настроения в обществе по самым важным темам и острым вопросам и удивляемся вместе с вами.

Первый опрос посвящён гендерному неравенству в России: мы выяснили, что опрошенные россияне не готовы однозначно доверить женщинам право распоряжаться собственным телом, защищают своё право на сексистские шутки, и, в основном, придерживаются принципа «сама виновата».

Результаты исследования показали, что среди всех проблем, о которых часто спорят сторонники и противники профеминистских взглядов, среднестатический россиянин выделяет в первую очередь насилие в семье. Об актуальности этой проблемы сказали 39% опрошенных.

При этом, о допустимости физического насилия в семье также высказались 39% участников опроса. Намного чаще это отмечали мужчины, среди которых почти половина (48%) не отрицает его применения. 71% женщин выступили против силовых методов. Для 28% респондентов оказалось нормальным физически наказывать детей в воспитательных целях, а 6% опрошенных россиян и вовсе считают применение силы дома полезным.

Саму же проблему гендерного неравенства посчитал важной каждый четвертый опрошенный. Чуть реже отмечалась актуальность сексуальных домогательств на работе — эту проблему отметил лишь каждый пятый респондент. Признания женщин в СМИ о домогательствах к ним оценивается неоднозначно. За необходимость освещения таких случаев высказались 36% участников опроса, 40% респондентов — против.

Почти две трети (63%) опрошенных согласились с мнением, что женщины сами провоцируют мужчин на насилие своим внешним видом или поведением. 10% не посчитали изнасилованием принуждение жены к сексу.

70% опрошенных одобряют женщин, которые зарабатывают больше своего мужа. При этом, лишь 31% респондентов поддержали женщин, у которых в приоритете работа, а не занятия домашним хозяйством.

85% опрошенных положительно относятся к мужчинам, которые наравне с женщинами занимаются домашним хозяйством. Однако, мужчина, называющий себя феминистом, не вызывает одобрения у 41% опрошенных, а мужчину, упрекающего друзей за сексистские шутки, не одобряют 36% участников опроса.

70% опрошенных женщин поддержали своё право на сексуальные отношения до вступления в брак, той же позиции придерживаются 57% мужчин. 17% участников опроса не готовы безоговорочно закрепить за женщинами право самим решать, хотят ли они рожать детей. В Северо-Кавказском федеральном округе этот показатель вдвое выше – против безусловного права женщины распоряжаться собственным телом там выступают 31% опрошенных.

Две трети респондентов выступили против использования феминитивов для обозначения профессии или специальности. 26% опрошенных считают необходимым менять окончания только в уже устоявшихся случаях (аспирантка, журналистка), 5% согласны употреблять феминитивы всегда (президентка, блогерка).

Большинство (68%) опрошенных россиян одобряют рекламу с участием физически привлекательных и красивых женщин, а вот ролики с призывами к женщинам стать сильнее и чувствовать себя смелее одобряют меньшее количество опрошенных — 42%.

Участники опроса не одобряют реалистичность в рекламе женских гигиенических средств — негативную реакцию у 49% респондентов вызывает использование красной краски вместо традиционно показываемой синей.

Почти половина (48%) участников опроса думают, что у мужчин и женщин в России равные условия для профессионального роста. 38% всё же считают, что женщинам сложнее делать карьеру — и такой точки зрения чаще придерживаются сами женщины (46%). Притом, более половины всех респондентов (52%) не хотят осуждать работодателей, которые отказывают молодым девушкам в приёме на работу из-за опасений их возможного ухода в декрет.

Журналистка, писательница и известная феминистка Татьяна Никонова:

«Россия продолжает оставаться патриархальной страной, и женщина в ней может считаться виновной в насилии над собой же. У неё даже нет безусловного права владеть собственным телом — беременеть, когда хочется именно ей, а не мужу, родственникам или обществу, или делать аборт, если, как она считает, он необходим.

Нас всё больше приходит в профессии, которые считались мужскими, сейчас мы уже настоящие руководительницы, а не номинальные, но медиа и реклама считают нас приложением к мужчине. Российские бренды выпускают сексистскую рекламу, ссылаясь на консервативность нашей страны. Мысль о том, что женщина — это человек, остаётся радикальной. Даже в рекламе, которая и отражает общественные настроения, и формирует их, женщина либо тело и красавица, либо обслуживающий персонал — домохозяйка, медсестра, секретарша».

Доктор социологических наук, профессор НИУ ВШЭ Елена Ярская-Смирнова:

«По выводам Евробарометра, гендерное равенство ещё не достигнуто в странах ЕС, а в некоторых странах даже наблюдается отступление от достигнутых показателей. Забота, домашнее хозяйство и воспитание детей так же, как и в России, рассматриваются как женская роль. Почти половина опрошенных европейцев считают, что самая важная роль женщины заключается в заботе о доме и семье. Более того, в одной трети стран-членов ЕС эта доля достигает и превышает 70%.

Несмотря на различные меры по продвижению равенства полов в Европейском Союзе и его государствах-членах, женщины по-прежнему остаются основными субъектами работы по дому, а также ухода за детьми и пожилыми. Только каждый третий мужчина ежедневно занимается приготовлением пищи и работой по дому, тогда как большинство, 79% женщин делают это каждый день».

Кандидат экономических наук, гендерный эксперт международного агентства «ООН-Женщины» Елена Мезенцева:

«Проблема насилия в отношении женщин и, в частности, семейного насилия, продолжает оставаться для России наиболее острой, и тем удивительнее, что она не воспринимается, как требующая немедленного решения. В европейских странах на 100 тысяч человек приходится, как минимум, по одному кризисному центру для женщин — в России подобные центры есть даже не в каждом городе-миллионнике.

Можно уверенно говорить, что Россия отстаёт в этом отношении не только от европейских стран, но даже и от большинства соседей по СНГ — в этом регионе только Россия и Узбекистан остались государствами, которые никак не защищают жертв насилия в семье. Мы до сих пор вынуждены оценивать российскую ситуацию по скупым высказываниям высоких чинов МВД и наиболее одиозным кейсам, попадающим в СМИ.

Для примера, в мае 2016 года сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения одобрила глобальный план по борьбе с межличностным насилием, в частности, в отношении женщин и девочек. А в двух последних национальных докладах о человеческом развитии в России тема гендерного неравенства не получила никакого отражения вовсе».

Всероссийский репрезентативный телефонный опрос был проведён компанией «Михайлов и Партнёры. Аналитика» в апреле 2019 года. Выборка составила 1792 человека. 

Таблицы с данными вы можете найти по ссылке

Благодарим Елену Ярскую-Смирнову, нашего эксперта по методологическим вопросам, за помощь в подготовке и постановке задач исследования.

Отправить запрос
ОТПРАВИТЬ
Отправлено
color-line