Исследование «Зрительские предпочтения в отношении российского кинематографа»
Новогодний прокат: что выбирают зрители
Новогодние праздники традиционно становятся самыми трафикообразующими днями для кинотеатров и онлайн-платформ. Поэтому кинокомпании выпускают ключевые релизы именно в конце декабря и начале января. 1 января 2026 года в прокат одновременно выходят три фильма по мотивам знакомых историй — «Буратино», «Простоквашино» и «Чебурашка-2».
Согласно опросу «Михайлов и Партнеры. Аналитика», отношение взрослой аудитории крупных городов к детским и семейным фильмам позитивное: 85% не отрицают возможность просмотра таких фильмов, и даже среди бездетных интерес достигает 76%.
Фильм «Простоквашино» обладает наибольшим зрительским потенциалом — его готовы посмотреть в первую или вторую очередь 58% опрошенных. Второе место у «Буратино» — 51%, третье у «Чебурашки-2» — 49%. «Простоквашино» интересен как семьям с детьми (63%), так и зрителям без детей (53%). «Буратино» и «Чебурашка-2» имеют более узкую аудиторию — преимущественно семьи с детьми (55%), тогда как для зрителей без детей они менее привлекательны (48% и 44% соответственно).
Интерес к «Простоквашино» и «Буратино» во многом связан с желанием увидеть современные версии классических сюжетов (15–16%). Дополнительными факторами респонденты выделяют сильный актерский состав в «Простоквашино» (15%) и любовь к исходной истории в случае «Буратино» (15%). «Чебурашка-2» привлекает зрителей продолжением истории полюбившегося героя (43%).
Отношение россиян к экранизациям
В целом экранизации известных сказок и советских мультфильмов воспринимаются позитивно: 55% против 19% негативного отношения. Семьи с детьми и постоянные зрители российского кино (те, кто ходит в кино и смотрит кино онлайн чаще 1 раза в месяц) гораздо охотнее смотрят такие фильмы, чем другие категории опрошенных.
Позитивно настроенные зрители считают новые экранизации современными (19%), познавательными и привлекающими внимание к классике (17%), а также вызывающими эмоциональный отклик (16%).
Почти половина опрошенных с негативным отношением к ремейкам (49%) считают, что оригинал «всегда лучше», и желают видеть больше новых сюжетов, а не переосмыслений старых.
Портрет зрителя: кто чаще выбирает российское кино
По результатам опроса примерный портрет регулярного зрителя российского кино, который смотрит фильмы раз в месяц и чаще, выглядит следующим образом: средний возраст 39 лет, уровень дохода около 74 тыс. рублей, есть дети. Ключевые критерии выбора фильма для него — жанр, актерский состав, спецэффекты и графика. Основные источники, из которых зритель узнает информацию о новинках: телевизионная реклама (42%), трейлеры (41%), рекомендации онлайн-кинотеатров (39%) и рекомендации друзей (33%).
Где смотрят новинки кинематографа
70% опрошенных регулярно смотрят российские фильмы в онлайн-кинотеатрах. Среди них преобладают зрители, средний возраст которых 44 года. Более половины состоят в браке, а 44% имеют детей.
Только 27% респондентов предпочитают ходить в кино. Часто это молодежь 18–24 лет или семьи с детьми. При этом в семьях частота походов в кино практически не зависит от возраста ребенка.
Методология
Исследование проведено методом онлайн-опроса среди городского населения России старше 18 лет. Выборка составила 1506 респондентов из городов с населением свыше 500 тыс. чел.