Отношение целевой аудитории к инвестициям в недвижимость

     1.Отношение к инструментам инвестирования

Как показали результаты проведенного в январе 2024 года исследования, восприятие инвестиционных инструментов за год принципиально не изменилось. Покупка недвижимости, по мнению частных инвесторов, остается самым прибыльным и безопасным решением.

Вместе с тем, сравнение результатов год к году демонстрирует снижение привлекательности недвижимости и оживление интереса к депозитам.

Так, если в январе прошлого года покупку недвижимости называли прибыльным вложением 68% опрошенной аудитории, то сейчас – 62%. Аналогичная оценка депозитных вкладов выросла с 14% до 21%.

Интересная динамика отмечена в отношении ценных бумаг как одного из инвестиционных инструментов. Оценка их прибыльности снизилась (с 31% до 27%), однако этот актив стал восприниматься более безопасным (рост с 12% до 17%).

По нашим экспертным оценкам на восприятие инвестиционных инструментов повлияло повышение ключевой ставки и ужесточение условий ипотечного кредитования, в том числе льготного.

Несмотря на общий негативный фон, доля инвестирующих в недвижимость не снижается и даже растет (т.е. сохраняется ядро инвесторов). Согласно результатам исследования, 48% опрошенных купили недвижимость в 2022-2023 гг. и планируют покупать в дальнейшем (+4 п.п. по сравнению с прошлым замером).

 

     2. Особенности покупки недвижимости

Исследование выявило, что 40% сделок с недвижимостью в 2022-2023 гг. было совершено с привлечением ипотеки. В текущем году ожидается сохранение показателя на таком же уровне (41%). При этом с привлечением любых заемных средств может быть совершено более половины операций с недвижимостью (56%).

Первичный рынок недвижимости пользуется стабильно более высоким спросом: 43% планирующих покупку предпочтут квартиры в новостройках, против 32% – на вторичном рынке.

Результаты двух волн исследования подтвердили, что спрос на жилье класса комфорт в среднем вдвое выше, чем на эконом. Эта тенденция распространяется в том числе и на планируемые в текущем году покупки.

Ключевым каналом подбора недвижимости для аудитории, как и год назад, остаются классифайды. Эти сервисы используют двое из трех покупателей недвижимости (64%).

На фоне стабильного использования классифайдов в 2022-2023 гг. наблюдалось усиление роли риелторов и «сарафанного радио»: напрямую к риелторам обращались 33% покупателей (+5 п.п. по сравнению с 2021-2022 гг.), по знакомым искали 23% (+7 п.п.).

 

     3.Классифайды как наиболее используемый инструмент для поиска и покупки недвижимости

В категории классифайдов среди основных игроков рынка недвижимости (Циан, Авито, Домклик, Яндекс Недвижимость) лидером остается Циан, причем как с точки зрения уровня использования, так и по привлекательности имиджа. Именно через этот сервис чаще всего выходили на сделку респонденты, купившие недвижимость в 2022-2023 гг. и использовавшие для этого классифайды – 65%. Циан также принес больше всего целевых звонков, продемонстрировав самую высокую долю пользователей, которые звонят по объявлению – так ответили 87% тех, кто готов совершить покупку в ближайшие 2 месяца.

Аналогичная картина наблюдается и среди выбора недвижимости и будущих покупок. 76% из тех, кто запланировал на 2024 покупку недвижимости с помощью классифайдов заявили, что выберут и купят квартиру на Циан.

Ключевой имиджевый атрибут Циан, лучше всего дифференцирующий его от конкурентов – это «лидерство на рынке» (54% знакомых с сервисом, отметили этот атрибут, ближайший конкурент Авито – набрал лишь 32%). Кроме того, большинство респондентов отметили, что именно на этом сервисе самая большая база предложений (57%, у конкурентов – 44% и менее) и только актуальные объявления (58%, среди конкурентов – 48% и менее).

Авито и Циан считаются наиболее удобными в использовании сервисами (60% и 58% соответственно), но Авито значимо отстает от лидера по уровню доверия (38% против 62%).

Домклик, как и Циан, обладает высоким уровнем надежности (50% и 56% соответственно), однако, по мнению пользователей, у него нет такой большой базы объявлений, как у других классифайдов (этот атрибут отметили только 32% опрошенных, что значительно ниже, чем у конкурентов).

Яндекс Недвижимость по-прежнему отстает от конкурентов по ключевым имиджевым параметрам, только 17% опрошенных назвали этот сервис лидером рынка.

Чтобы понять, насколько мнение респондентов соответствует фактическому объему опубликованных предложений, мы решили дополнительно проанализировать сайты классифайдов. Результаты обзора показали, что, действительно, наибольшее количество объявлений о продаже жилой недвижимости в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области у Циан (в среднем, 415 890 объявлений в день (за исследуемый период)), а также наибольшее количество объявлений в секторе жилой недвижимости опубликовано непосредственно от собственников в Москве (в среднем 8 882 объявления в день за исследуемый период). Для сравнения на других сайтах зафиксировано следующее среднее количество объявлений о продаже жилой недвижимости в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области: Авито – 402 336, Домклик – 326 623, Яндекс Недвижимость – 285 597.

 

Справка:

Опрос проводился в формате онлайн-анкетирования. География: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область (с применением квот)

В опросе приняли участие респонденты, планирующие покупку недвижимости в ближайший год или совершившие покупку недвижимости за последние 2 года, или имеющие свободные средства для инвестиций.

Первая волна опроса: с 30 января по 1 февраля 2023 года, 1079 респондентов.

Вторая волна опроса: с 10 по 15 января 2024 года, 1112 респондентов.

Контент-анализ сайтов классифайдов: с 16 по 23 января 2024 года

Отправить запрос
ОТПРАВИТЬ
Отправлено
color-line