Проект «Мы считаем»: «Коронавирус – мифы и легенды»

Наши исследования показывают, как распространение коронавирусной инфекции в мире влияет на мнения, поведение и психоэмоциональное состояние людей. Качественные методы выявили широкий диапазон состояний от полного отрицания существования этого заболевания до панических атак. Люди теряются в потоке информации, не могут определить, насколько реально в СМИ оценивается ситуация. Треть респондентов (33%) считает, что коронавирус не настолько опасен, как о нем говорят, менее четверти (22%), наоборот, предполагают, что его недооценивают, каждый восьмой (15%) затрудняется ответить. И только 30% уверены, что ситуация в СМИ оценивается в соответствии с реальностью.

В связи с такой ситуацией возрастает роль традиционных СМИ. Согласно результатам исследований, в отношении коронавируса респонденты склонны скорее верить таким источникам как ТВ и радио (по 44%), в то время как Интернет-источникам и рассказам родственников и знакомых доверяют треть опрошенных (32% и 33% соответственно). Согласно качественным исследованиям, несмотря на обилие сообщений («каждое третье сообщение про коронавирус»), остро не хватает полезной информации.

80% респондентов отметили, что активно обсуждают эту проблему со своими близкими, коллегами. В связи с этим неудивительно, что вокруг коронавируса ходит много слухов и домыслов. Причем, по данным исследований, респонденты склонны скорее верить, что вирус был искусственно создан в специальных лабораториях. Такую гипотезу считают правдоподобной почти две трети респондентов (62%). Среди приверженцев этой версии большинство (60%) считает, что такие разработки финансируются со стороны государств, 20% предполагают, что это результат деятельности преступных организаций, а 16% - частной компании. В качестве цели подробных разработок чаще всего поддерживаются гипотезы о том, что вирус направлен против Китая и снижения численности его населения (37%) либо на снижение численности пожилого населения (36%). 22% сторонников версии об искусственном происхождении вируса предполагают, что он был создан в самом Китае, а 21% считает, что это результат научных исследований, направленных на борьбу с другими вирусами.

Вне зависимости от того, какой версии придерживаются респонденты, две трети уверены, что отношение к Китаю в целом не изменилось. Тем не менее, 15% опрошенных отметили, что среди знакомых и друзей отношение к Китаю и его жителям ухудшилось в связи с возникшей пандемией.

Одновременно возрастает социальная ответственность. При появлении симптомов вируса 86% отметили, что обратились бы за медпомощью, 88% отметили, что обязательно сказали бы родным и друзьям в случае, если бы у них обнаружили это заболевание. 81% сказали, что не стали бы скрывать информацию о том, что у кого-то из знакомых есть схожие симптомы. Большинство из них (61%) оповестило бы об этом своих родных и близких, а почти половина (46%) готовы сообщить в соответствующие учреждения. Возможно, такая позиция связана с тем, что люди не доверяют официальной статистике: 43% считают, что по России она занижена.

Распространение инфекции и меры, предпринимаемые против этого, значимо влияют на планы и привычки россиян. Уже в середине марта результаты опросов показали, что изменения произошли у трети россиян: в том числе у 15% из них изменились планы на отпуск, а 6% отменило рабочие поездки. В большей степени ситуация затронула жизнь жителей столицы. Половина опрошенных москвичей отметило, что пришлось поменять планы, в т.ч. на отпуск – у трети респондентов.

По всей России люди стали чаще мыть руки – об этом сказали две трети опрошенных (63%). Половина респондентов (46%) ограничила посещение массовых мероприятий, треть (37%) – чаще проветривать помещения, пятая часть – реже пользоваться общественным транспортом (27%) и чаще проводить влажную уборку (24%). Предпринимаемые меры довольно разнообразны, в т.ч. кто-то стал вести более активный образ жизни, а кто-то употреблять в большом количестве чеснок или алкоголь. Каждый десятый отметил, что не предпринимает никаких мер.

Начиная с марта начали сказываться карантинные меры. По данным опроса 21-23 марта, на карантине уже оказались 12% респондентов по всей России и 22% - среди жителей Москвы. Половина опрошенных ушли на удаленку по требованию работодателя (44% - по РФ, 51% по Москве), в то время как изолировались по собственной инициативе – четверть (26%) среди оказавшихся на карантине респондентов по всей России и более трети (36%) среди опрошенных оставшихся дома москвичей.

Неудивительно, что в связи с этим 41% таких респондентов продолжает работать из дома. Однако появившееся свободное время респонденты также тратят на саморазвитие и отложенные планы: 12% занялись дистанционным обучением, 6% - спортом, 5% – просмотром фильмов, 4% - чтением книг. 8% - решили, что пора уделить время работе по дому, а 3% затеяли ремонт.

При этом, данные качественных исследований показывают, что общий настрой на потребительский ажиотаж стал спадать – те, кто хотел сделать запасы, уже это осуществил. А те, кто не планировал, считают, что в этом нет необходимости, продуктовые магазины все равно будут открытыми, а на длительный сроки запасаться нет смысла. Это подтверждается данными количественных опросов, на карантине планируют заняться покупками только 1%.

На общение с семьей выделяют время только 8% опрошенных карантинизированных. Интересно, как при этом домашний режим сказывается на отношениях между супругами, родителями и детьми. 12% отметили, что они в результате улучшились, и примерно столько же респондентов (11%) заявило об ухудшении отношений в семье.

Презентация исследования 

Отправить запрос
ОТПРАВИТЬ
Отправлено
color-line