Проект «Мы считаем»: «Толерантность: Россия за или против?»
Этическая революция: уже наступила?
Большинству опрошенных понятие «новая этика» абсолютно незнакомо, 83% слышат о нем впервые. Только 3% могут дать определение этому словосочетанию. Тем не менее, многие стали замечать тенденции, связанные с ее распространением в мире.
40% согласны с тем, что за последнее время в мире происходит смена ориентиров, ценностей и правил, которую можно назвать этической революцией.
Данные наших исследований показывают, что, по мнению россиян, этическая революция фактически уже произошла там, на Западе, «у них». Понятие «толерантность» пока ассоциируется с чем-то новым, иностранным, не свойственным России. Считается, что мы по уровню толерантности отличаемся от европейских страны и США. При этом респонденты осторожно присматриваются к новым веяниям, отмечая, что толерантность порой бывает чрезмерной: меньшинство хочет толерантности для себя, но само становится агрессивно нетерпимым к мнению большинства.
Почти половина опрошенных (45%) соглашаются с тем, что сейчас высказывать свое мнение может быть опасно из-за возможной критики и агрессии, которой можно необоснованно подвергнуться в социальных сетях. Причем среди молодежи доля так считающих еще выше – 54%.
Как относятся к тому, что происходит «у них»?
70% никогда не слышали ничего о Black Lives Matter. Причем даже в крупнейших городах, Москве и С.-Петербурге, доля таких несведущих довольно велика: 49%. Среди тех, кто хоть что-то знает о движении Black Lives Matter, многие отмечают, что за ним часто стоит не столько желание равенства, сколько другие цели.
23% из тех, кто что-то слышал о BLM, считают, что суть этого движения – доминирование над белым населением, 11% предполагают, что это месть за угнетение в прошлом, 9% – стремление взять под контроль полицию, а 5% уверены, что это просто попытка оправдать мародерство и беспредел, которые творят его участники. Однако такой позиции чаще придерживается взрослое население, молодежь склонна видеть более светлые мотивы: 37% уверена, что суть движения BLM добиться этнического равенства (в то время как доля так считающих среди всех опрошенных – почти в 2 раза меньше, 21%).
Оценивая ситуацию в США, почти половина опрошенных (44%) соглашается с тем, что в этой стране есть дискриминация по расовому принципу. Однако каждый десятый из тех, кто так ответил, отмечает, что дискриминации подвергается белое население. Почти четверть опрошенных (23%) считает, что проблемы расового неравенства в США нет.
Обсуждая ситуацию с толерантностью в мире, респонденты часто выражают удивление и непонимание относительно того, что происходит.
57% опрошенных считает, что флешмоб с преклонением колен и целованием ботинок является проявлением «обратного расизма». Почти две трети участников исследования (61%) отрицает то, что белое население должно нести коллективную ответственность и извиниться за притеснение афроамериканцев в прошлом.
Две трети респондентов (64%) не одобряют изменение правил номинации «Лучший фильм» премии Оскар. Причем отношение к введению таких квот практически одинаково среди всех подгрупп опрошенных: большинство предполагает, что важнее художественная ценность произведения, чем привлечение в состав актеров представителей различных меньшинств.
В вопросе противостояния Джоан Роулинг с трансгендерами, 45% респондентов полностью поддержали писательницу в ее позиции и высказываниях. Участники исследования осуждают тех, кто подверг писательницу критике и угрозам: даже те, кто считает ее позицию нетолерантной (25%), отмечают, что она все же не заслуживает тех угроз, которые идут в ее адрес.
А что в России?
32% участников опроса отметили, что в России проблема дискриминации неактуальна. 28% опрошенных отрицают, что в России есть социальные группы, права которых ущемляются. Чуть чаще такого мнения придерживаются представители старшего поколения: 36% тех, кому за 45, отметили, что в России такой проблемы нет.
Говоря о дискриминации, 41% респондентов в первую очередь вспоминают о тех подгруппах, которые традиционно считаются социально незащищенными: людях с инвалидностью (27%), пенсионерах (21%), матерях-одиночках (14%), многодетных семьях (13%). И только молодежь выделяет дополнительно среди страдающих от ущемления прав подгрупп представителей ЛГБТ и больных ВИЧ / СПИДом – так считают 39% и 19% опрошенных до 25 лет соответственно.
Каждый шестой опрошенный (17%) сталкивался с дискриминацией на личном опыте. При этом две трети из них не жаловались на сложившуюся ситуацию никуда и никому, одна пятая – поделилась с родственниками, и только десятая часть обратилась в компетентные органы или к юристам.
60% тех, кто решил официально пожаловаться на ущемление своих прав, не смогли решить свою проблему, а для каждого пятого из них обращение обернулось тем, что виноватым был признан он сам или сама.
Более трети опрошенных (37%) считают национальный вопрос актуальным для России. Каждый восьмой ответил, что в России ущемляются права русских. Но больше всего, по мнению респондентов, дискриминации подвергаются представители народов Средней Азии и Кавказа (их перечислили 40% и 36% соответственно).
Почти треть участников исследования готовы поддержать запрет на слова, негативно обозначающие национальную или расовую принадлежность. Но для россиян аналогом N-word является слово «хачик»: 23% высказались против его использования. За запрет использования N-word («негр» и «ниггер») – 18%, а прилагательных «белый» и «черный» применительно к людям – 15% и 12% соответственно. 11% сказали, что против употребления словосочетания «лицо кавказской национальности».
59% относятся к харассменту достаточно толерантно: 38% считает, что это личное дело каждого, еще 15% воспринимает это как обыденность, а 6% сказали, что это надуманная проблема. И только 26% заметили, что проблема актуальна и к ней надо привлекать внимание.
6% считают, что жертве сексуальных домогательств лучше никому об этом не рассказывать, а 8% – просто уволиться. Среди советов, как правильно поступать в таких случаях, лидируют официальные жалобы: обратиться в компетентные органы или руководству – так говорят 41% и 29% соответственно. Но многие также рекомендуют «самостоятельно разобраться» (12%) или уклоняться и делать вид, что не замечаешь (10%).
45% придерживается мнения, что жертва не имеет права заявлять о случаях сексуальных домогательств спустя несколько лет. В целом, респонденты не одобряют, когда об этом начинают рассказывать публично. Только 11% советуют жертвам харассмента писать об этом в соцсетях. Случаи же, когда несколько жертв объединяются вместе, чтобы публично выступить против обидчика, 39% готово рассматривать как попытку привлечь к себе внимание, повысить собственную популярность, а 33% предполагают, что это попытка оказать давление на того, кого объявляют агрессором.
Большинство опрошенных склоняется к тому, что пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений должна быть наказуема: 49% считает, что за нее следует привлекать к административной ответственности, 24% – к уголовной. При этом к пропаганде причисляют не только открытые гей-парады и шествия, но и публичные дискуссии о нетрадиционных сексуальных отношениях (40%), открытое заявление о своей ориентации (36%), художественные произведения, где затрагивается тема ЛГБТ (34%), а также обсуждение вопросов сексуальной ориентации в социальных сетях (32%).
Молодежь более толерантна к ЛГБТ, среди опрошенных до 25 лет доля противников наказания за пропаганду – 35%, а тех, кто считает, что права сексуальных меньшинств ущемляются – 39%. В целом о дискриминации прав представителей ЛГБТ сказали 15% опрошенных россиян. По мнению респондентов, в первую очередь дискриминация проявляется в том, что в России существует запрет на однополые браки и усыновление детей однополыми парами. Однако 3% говоривших о такой дискриминации отметили, что сами готовы ее поддерживать.
46% стали бы при приеме на работу учитывать различные качества, помимо профессиональных, но совсем немногие (от 1 до 3%) вспомнили о том, что надо принимать во внимание отношение к алкоголю, курению, наркотикам и наличие судимости. Помимо профессиональных качеств большую влияние на выбор оказывают возраст соискателя, наличие у него пирсинга и татуировок, а также различные особенности внешности. Каждый десятый опрошенный сказал, что стал бы учитывать сексуальную ориентацию потенциального работника.
38% выступили за введение квот при приеме на работу, но приоритет по ним отдают в первую очередь социально незащищенным группам: людям с инвалидностью (17%), многодетным семьям и матерям одиночкам (по 11%), людям старше 50 (10%) и молодежи до 30 (9%). Квоты по гендерному или этническому принципу поддержали только 2% опрошенных.
Три четверти респондентов утверждают, что в РФ нет дискриминации по религиозному принципу. Участники исследований предпочитают видеть нашу страну светской. Возможно, поэтому более половины (52%) придерживается мнения, что в обычную школьную программу не должно включаться преподавание основ никакой религии, и 14% считает, что если и вводить такой предмет, то он должен освещать основы различных конфессий для общего развития. Молодежь высказывается более единодушно – 75% против введения предметов, связанных с основами религии.
При этом 87% считают, что публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, не должны оставаться безнаказанными, особенно, если речь идет об актах вандализма по отношению к религиозным объектам (75%), намеренном нарушении правил посещения и хулиганстве внутри храмов (66%), а также высмеивании, карикатурах, пародиях, связанных с религиозными темами (54%).
Основные выводы
Исследование подтвердило гипотезу о том, что ценностное поле россиян находится на этапе активной трансформации.
Половина (52%) респондентов заметили, что общество стало терпимее относиться ко многим вещам, которые раньше большинство не признавало. Однако почти столько же (46%) не согласны с тем, что люди поступают правильно, когда поддерживают меньшинства (этнические, сексуальные или какие-либо еще), когда сами к ним не принадлежат.
40% участников опроса поддерживают права на особые привилегии в качестве компенсации для тех, кто подвергался дискриминации. При этом 35% не считают правильным относиться терпимо к «особым потребностям» какого-то конкретного человека, если это доставляет неудобства другим окружающим.
Качественные исследования подтверждают, что большинство не готово к быстрым переменам в этических нормах. Старшее поколение переживает, что чрезмерная толерантность ведет к пересмотру норм воспитания. Молодежь ощущает себя на распутье, с одной стороны, есть стремление следовать моде и новым веяниям, с другой, опасения выразить свое мнение и получить дозу агрессии публично со стороны тех, кто с этим мнением не согласен. Поэтому мы наблюдаем эффект декларируемой толерантности, который сохраняется лишь до тех пор, пока не затрагиваются личные интересы. В то же время остается часть аудитории, которая сохраняет надежду, что наша страна найдет свой собственный путь, постепенно примет новые нормы и избежит чрезмерно агрессивного противостояния сторонников новой и старой этики.
Описание исследования:
Количественный этап. Всероссийский репрезентативный опрос. Целевая аудитория: население РФ от 14 лет. Методология: телефонное интервью. Объем выборки: 1500 респондентов.
Сроки проведения полевых работ: 28 сентября – 5 октября 2020 года.
Качественный этап. 24 фокус-группы в 3 регионах РФ.
Сроки проведения полевых работ: август-сентябрь 2020 года.